is_journeys

Categories:

Путешествие по Британским островам – Часть 7. Через Честер в Ливерпуль, к Битлз

Рано утром отправляемся на пристань, чтобы переплыть на пароме из Дублина снова на большой остров Великобритании, в Северный Уэльс. Утро солнечное и теплое, и вот он, наш паром:

Пока мы стояли в очереди на погрузку, можно было погулять по причалу. Внимание всех привлекали три великолепно выглядевших старинных автомобиля:

Мне было интересно поговорить с владельцами, и все они оказались путешествующими с женами английскими пенсионерами, в прошлом инженерами. Все трое являются членами клуба старинных автомобилей. Двигатели их машин они сами перебирали вручную и заказывали индивидуально изготовление всех износившихся деталей. Так что машины прекрасно ездят на оригинальных двигателях (не знаю, что это за античные модели).

После «высадки» на побережье Северного Уэльса берем курс строго на запад, и наша первая остановка уже в Англии, в Честере.

Chester

В древности на месте Честера лежал город корнавиев Дева. В римское время здесь находился лагерь XX легиона. Легко узнаваемые следы римской империи входят в достопримечательности города:

В средние века город был столицей валлийского государства Гвинед, а в 835 году н.э. завоеван уэссекским королем Эгбертом; в течение целого века город был главной крепостью на границе с Уэльсом. 

Честер был городом-графством до административной реформы 1974 года, a затем преобразован в район неметропольного графства, просуществовавший до 2009 года, когда произошло объединение районов Честер, Элсмир Порт и Нестон, Вале Роял в унитарную единицу, центром которой стал город Честер.

Современный Честер представляет собой очаровательную смесь нескольких стилей архитектуры – в основном романско-готической, викторианской и фахверковой.

Вот, например, романско-готический стиль:

Одной из характерных особенностей Честера является большое количество памятников фахверковой архитектуры. Эти здания были созданы в середине 19 века английскими зодчими, возродившими старинные традиции строительства домов на основе деревянного каркаса. Поскольку деревянные балки окрашены в черный цвет, а пространство между ними — в белый, то данный стиль получил название «черно-белой архитектуры». В английской архитектуре эта тенденция является частью более обширного «неотюдоровского» стиля.

Стена к стене к фахверку стоят дома викторианской архитектуры, получившей распространение в годы правления английской королевы Виктории (1891-1901 гг.) и представляющей собой отражение развития индустриализации:

В теплый майский день приятно посидеть в тени с бокалом-другим пива. Мне эти два жаждущих показались просто братьями-близнецами:

После остановки в Честере наш путь лежит в Ливерпуль – желанное место для почитателей Битлз.

Ливерпуль

С городом лучше всего начинать знакомиться в музее Ливерпуля, который открылся совсем недавно – в 2011 году. В четырех тематических зонах в музее представлена общая история города и порта, жители города и футбол, а также известные музыкальные группы, которыми богат Ливерпуль.

С расположенного рядом колеса обозрения можно полюбоваться панорамой порта и города:

На фото выше вдали справа хорошо виден Ливерпульский собор, который с увеличением можно разглядеть с колеса и поближе:

Ливерпульский собор, полное название которого «Кафедральная церковь Христа в Ливерпуле» (Cathedral Church of Christ in Liverpool), построен в неоготическом стиле по проекту Джайлса Гилберта Скотта (Giles Gilbert Scott) 1903 года. Строительство было начато в 1904 году, а завершено лишь в 1970-е годы. Площадь собора – почти 10 тыс. кв. м. Это крупнейший собор в Великобритании и пятый в мире. Считается, что это также крупнейший англиканский собор мира, но первенство оспаривается Нью-Йоркским собором Иоанна Богослова (Cathedral Church of Saint John the Divine in the City and Diocese of New York). Колокол весит 31 тонну и считается крупнейшим в мире из звонящих.

Собор своей громадностью указывает прихожанам на ничтожность жизненной и главенство духовной сути уже при подходе и при входе. Я бы даже сказала, полностью подавляет любые мысли о значимости сущего в своем стремлении подчинить человека (подавить гордыню?):

Внутреннее пространство собора, несмотря на гармоничную красоту форм и объемов, поддерживает ощущение никчемности земного бытия и благости загробной жизни.

Мне не нравится такое явное подавление (вне зависимости от ветви вероисповедания) в отличие, например, от очень гармоничного, теплого для души собора Парижской Богоматери (Ноттрдам) в Париже (это лишь мое личное мнение, и, конечно, у других могут быть иные оценки). 

Ливерпуль – визуально очень приятный город, а ансамбль административных зданий Ливерпульского порта признан ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия. Основной костяк зданий был выстроен в начале XX века, в правление короля Эдуарда VII, в порядке стилизации под манеру классицизма Кристофера Рена.

Вместе с Эдвардом VII мы наблюдали отплытие из порта известного супер-комфортабельного круизного судна «Queen Mary 2».

Oдним из 6 районов города, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является Альберт-док (Albert Dock) – исторический комплекс доков и пакгаузов.

Комплекс, построенный по проекту Джесси Хартли и Филиппа Хардвика, был торжественно открыт в 1846 году принцем Альбертом и назван в его честь. По тому времени это был один из самых прогрессивных доков в мире, поскольку его конструкция позволяла загружать/разгружать суда непосредственно из больших складов. 

Сооруженный исключительно из чугуна, кирпича и камня (без малейшего использования дерева), Альберт-док стал первым в мире огнеупорным складским и судоремонтным комплексом. Кроме того, его создание в значительной степени способствовало развитию Ливерпуля как одного из важнейших мировых портов. В Альберт-доке были опробованы многие новаторские грузоподъемные технологии. Например, в 1848 году здесь впервые стали применяться гидравлические краны. 

В настоящее время Альберт-док является популярнейшей достопримечательностью Ливерпуля. На его территории работают рестораны, кафе, бары, магазины и отели. Также здесь разместились Морской музей, Музей рабства, ливерпульский филиал галереи Тейт и музей «История Битлз». Кроме того, туристов привлекают замечательные виды, которые открываются из этого района на сами доки и окрестности.

Район перехода от гавани в город красив своим архитектурным разнообразием и гармонией:

Со стороны Альберт-дока можно наблюдать закат над Ливерпульской гаванью, из которой, как известно, «всегда по четвергам суда уходят в плаванье к далеким берегам»:

После заката можно утолить голод в одном из многочисленных пабов Альберт-дока. Традиционно, в английских пабах все столики имеют номера. После выбора свободного столика посетители подходят к стойке, делают заказ еды и напитка, сообщают бармену номер столика, оплачивают заказ, забирают напиток и отправляются к столику. Заказанную еду после ее приготовления приносит официант.

Очередь у стойки в английском пабе:

Ожидание еды с традиционным Гиннессом:

А вот и моя рыбка, жаренная в пивном кляре, с картошечкой (fish and chips) подоспела (очень вкусно!):

The Beatles

Отдельное время было специально выделено Битлз – посещению клуба, в котором началась их слава. Это теперь всемирно известный Каверн-клуб (The Cavern Club) – «Пещера» на Matthew Street, 10:

В начале 60-х в Ливерпуле таких клубов было больше, чем библиотек. «Пещера» открылась 16 января 1957 года. Открытие «Пещеры» совпало с началом повального увлечения скиффлом (skiffle). Скиффл был импровизированным синтезом джаза и так называемого деревенского звучания, получившего популярность в Великобритании в начале 50-х. Набор инструментов, используемых в скиффле, мог быть совершенно элементарным – гитара, стиральная доска, различные банки и ящик вместо ударных. 

Вообще-то сначала это был джазовый клуб, поскольку его хозяин Алан Ситнер (Alan Sytner) преклонялся перед джазом в его парижском варианте. Но в 1959 году клуб купил новый, гораздо более демократичный хозяин Рэй Макфолл (Ray McFall). Он стал допускать на сцену блюзовые команды и бит-группы. Так в 1961 году в Каверн-клубе впервые выступила группа Битлз. Ну, историю группы я пересказывать не буду, а расскажу лучше о впечатлениях посещения Каверн-клуба.

Сразу после входа – спуск в подвал, где клуб и расположен. Над лестницей куполообразный кирпичный потолок, выкрашенный черной краской, с названием клуба

и приветственной надписью с автографами выступавших здесь исполнителей:

Стойка бара, где все «как и было»:

Зал со столиками и сценой с низким куполообразным потолком, что создает совершенно потрясающую акустику. Перед сценой две тетки почти  моего возраста наяривают твист,

а на сцене – соло с неплохим гитарным исполнением песен Битлз:

В клубе есть небольшой зал с выставленной разной атрибутикой, включая гитары разных знаменитостей

и афишу тех лет с самими пацанами:

В клубе постоянно выступают разные исполнители. Вот афиша клуба для этой недели:

5 декабря 2015 года, ровно через 50 лет после последнего выступления Битлз в Ливерпуле, на набережной порта был открыт памятник Битлз (скульптор Эндрю Эдвардс [Andrew Edwards]):

И в заключение не удержусь, чтобы не привести рецензию почитаемого в СССР композитора Никиты Богословского, которую он написал в 1964 году во время выступления Битлз в Америке:

Как банально говорится, «время рассудило». Но «махровый» идеологический нотоплет Страны Советов, конечно же, не мог понять зарождающийся  в те годы молодежный бунт против стандартов буржуазного образа жизни тех лет. «Катись, Бетховен!» — это ведь не против классической музыки, а предтеча хиппи, молодежных бунтов 1968 года в Европе и чуть позже — в США против войны во Вьетнаме. Конечно, никто тогда провидцем быть не мог, а бывшие хиппи позже стали респектабельными буржуазными гражданами, но тем не менее, как и Битлз, оставили свой след в истории. А Никита Богословский?

Мне очень понравился Ливерпуль. Хотелось бы задержаться в нем еще на пару дней, чтобы походить по музеям. Уезжали с сожалением, но впереди нас ожидали озера, горы и города Шотландии (см. Часть 8).


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.